4 5 38

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом

Печать
(38 - голосов)
Категория: Тесты на межличностные отношения в коллективе
Автор:   
01.08.2012 03:26
Назначение и содержание. Основу данной методики составляют 16 групп утверждений, отражаю­щих различные аспекты взаимодействия...

Назначение и содержание. Основу данной методики составляют 16 групп утверждений, отражаю­щих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом. Порядок тестирования содержится в инструкции.

Применение данной методики не требует индиви­дуального тестирования. Возможно ее использование в блоке тестов, особенно эффективно ее применение вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психоло­гического климата в коллективе.

Инструкция: «Опросник содержит 16 групп утверж­дений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначен­ных буквами А, Б, В. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно из них, то, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе.

Отметьте выбранное утверждение на бланке для отве­тов знаком «+» под соответствующей буквой или просто обведите выбранную вами букву. Если вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям.

Выберите по одному из утверждений, характеризую­щих каждого руководителя (или одно утверждение, харак­теризующее двух или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом из них на опросном листе разными знаками, например: *; +; -. Ставьте отметки на бланке для ответов».

Текст опросника

1.   А. Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему.

Б. Старается все решать вместе с подчиненными, еди­нолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.

В. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.

2.   А. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.

Б. Приказывает так, что хочется выполнить.

В. Приказывать не умеет.

3.   А. Старается, чтобы его заместители были квалифици­рованными специалистами.

Б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.

В. Он добивается безотказного исполнения и подчине­ния заместителей, помощников.

4.   А. Его интересует только выполнение плана, а не от­ношение людей друг к другу.

Б. В работе не заинтересован, подходит к делу фор­мально.

В. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.

5.   А. Наверно, он консервативен, так как боится нового.

Б. Инициатива подчиненных руководителем не при­нимается.

В. Способствует тому, чтобы все работали самостоя­тельно.

6.   А. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.

Б. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.

В. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.

7.   А. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.

Б. Ответственность распределяет между собой и под­чиненными.

В. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.

8.   А. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.

Б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.

В. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.

9.   А. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.

Б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.

В.  Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.

10. А. Всегда обращается к подчиненным вежливо, добро­желательно.

Б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.

В.  По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.

11. А. В критических ситуациях руководитель плохо справ­ляется со своими обязанностями.

Б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.

В. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.

12. А. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.

Б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.

В. Он не может действовать сам, а ждет «подталкива­ния» со стороны.

13.  А. Пожалуй, он не очень требовательный человек.

Б. Он требователен, но одновременно и справедлив.

В. О нем можно сказать, что он бывает слишком стро­гим и даже придирчивым.

14. А. Контролируя результаты, всегда замечает положи­тельную сторону, хвалит подчиненных.

Б. Всегда очень строго контролирует работу подчинен­ных и коллектива в целом.

В. Контролирует работу от случая к случаю.

15. А. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.

Б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.

В. Не может влиять на дисциплину.

16. А. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.

Б. С руководителем работать интересно.

В. Подчиненные предоставлены самим себе.

Оценивает(ют)ся _________________________.

 

Обработка и интерпретация результатов. Подсчиты­ваются количество баллов по каждой из трех компонент. Максимальный балл определяет стиль руководства.

Всего рассматривается 3 стиля руководства.

Директивный компонент — Д.

Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремле­ние к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой фор­мальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициа­тивы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Попустительский компонент - П.

Снисходительность к работникам. Отсутствие требова­тельности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Коллегиальный компонент — К.

Требовательность и контроль сочетаются с иници­ативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.

 

Ключ

 

732