ru Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири
vk0 tt0 fb0 ok0 mr0 bd0

Бодисайс Рекомендует

Реклама

Реклама

Пройди мини тест

Фото, эмоция

Какая это эмоция?

Удивление

Радость

Ли! Ты замечал, что эти русские все на одно лицо?

Обновить

5 5 56

Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири

Печать
(56 - голосов)
Категория: Тесты на межличностные отношения в коллективе
Автор:   
31.07.2012 20:11
Назначение и содержание. Данная методика создана Т. Лири, Г.Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 г. Она предназна­чена для исследования...

Назначение и содержание. Данная методика создана Т. Лири, Г.Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 г. Она предназна­чена для исследования представлений субъекта о себе и об идеальном «я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наибо­лее часто выделяются два фактора: доминирование-подчи- нение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличнос­тного поведения и по содержанию могут быть соотнесены

с двумя из трех главных осей семантического дифферен­циала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследова­нии, проводимом американскими психологами под руко­водством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разде­ленного на сектора. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доми­нирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти сектора разделены на восемь — соответст­венно, более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относи­тельно двух главных осей (см. ниже обработку и интерпре­тацию результатов).

Схема Т.Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окруж­ности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчине­ние) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерпер­сонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из кото­рых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке под­считывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать данную методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, для оценки близких людей, для описания идеального «я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Разные направления диагностики позволяют опреде­лить тип личности, а также сопоставлять данные по отде­льным аспектам. Например, социальное «я», реальное «я», «мои партнеры» и т.д.

Методический прием позволяет изучать проблему пси­хологической совместимости и часто используется в прак­тике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается отметить те утвер­ждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Инструкция: «Перед вами набор характеристик. Про­чтите каждую из них и поставьте знак «+» против тех оп­ределений, которые соответствуют вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте). Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво».

Текст опросника

Какой вы человек?

I.

1. Другие думают о нем благосклонно

2. Производит впечатление на окружающих

3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

II.

5. Обладает чувством собственного достоинства

6. Независимый

7.Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

III.

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый И. Может быть искренним

12. Критичен к другим

IV.

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

15. Способен проявить недоверие

16. Часто разочаровывается

V.

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

19. Охотно подчиняется

20. Уступчивый

VI.

21. Благородный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

VII.

25. Способен к сотрудничеству

26. Стремится ужиться с другими

27. Дружелюбный, доброжелательный

28. Внимательный и ласковый

VIII.

29. Деликатный

30. Одобряющий

31. Отзывчивый к призывам о помощи

32. Бескорыстный

I.

33. Способен вызвать восхищение

34. Пользуется уважением у других

35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

II.

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

39. Деловит и практичен

40. Любит соревноваться

III.

41. Строгий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный.

43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

IV.

45. Не терпит, чтобы им командовали

46. Скептичен

47. На него трудно произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

V.

49. Легко смущается

50. Не уверен в себе

51. Уступчивый

52. Скромный

VI.

53. Часто прибегает к помощи других

54. Очень почитает авторитеты

55. Охотно принимает советы

56. Доверчив и стремится радовать других

VII.

57. Всегда любезен в обхождении

58. Дорожит мнением окружающих

59. Общительный и уживчивый

60. Добросердечный

VIII.

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

63. Любит заботиться о других

64. Бескорыстный, щедрый

I.

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значимости

67. Начальственно-повелительный

68. Властный

II.

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

71. Думает только о себе

72. Хитрый и расчетливый

III.

73. Нетерпим к ошибкам других

74. Своекорыстный

75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

IV.

77. Озлобленный

78. Жалобщик

79. Ревнивый

80. Долго помнит обиды

V.

81. Склонный к самобичеванию

82. Застенчивый

83. Безынициативный

84. Кроткий

VI.

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

VII.

89. Легко попадает под влияние друзей

90. Готов довериться любому

91. Благорасположен ко всем без разбору

92. Всем симпатизирует

VIII.

93. Прощает все

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремится покровительствовать

I.

97. Стремится к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

99. Распоряжается другими

100. Деспотичный

II.

101. Относится к людям с чувством превосходства

102. Тщеславный

103. Эгоистичный

104. Холодный, черствый

III.

105. Язвительный, насмешливый

106. Злобный, жестокий

107. Часто гневливый

108. Бесчувственный, равнодушный

IV.

109. Злопамятный

110. Проникнут духом противоречия

111. Упрямый

112. Недоверчивый и подозрительный

V.

113. Робкий

114. Стыдливый

115. Отличается чрезмерной готовностью

116. Мягкотелый

VI.

117. Почти никогда и никому не возражает

118. Ненавязчивый

119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

VII.

121. Стремится снискать расположение каждого

122. Со всеми соглашается

123. Всегда дружелюбен

124. Всех любит

VIII.

125. Слишком снисходителен к окружающим

126. Старается утешить каждого

127. Заботится о других в ущерб себе

128. Портит людей чрезмерной добротой

Обработка и интерпретация результатов

После того, как испытуемый оценит себя, подсчиты­ваются баллы, по каждому из 8-ми октантов методики. Каждый плюс оценивается в 1 балл, таким образом, мак­симальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла - низкая

адаптивное поведение

5-8 баллов - умеренная

9-12 баллов - высокая

экстремальное до патологии поведение

13-16 баллов -экстремальная

Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

 

По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - IV - VI)

Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференциро­ванное™ восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Каждому из 8-ми октантов соответствует тип межлич­ностных отношений:

I. Авторитарный

13-16 - диктаторский, властный, деспотический харак­тер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9-12 - доминантный, энергичный, компетентный, авто­ритетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0-8 - уверенный в себе человек, но не обязательно ли­дер, упорный и настойчивый.

II.  Эгоистичный

13-16 - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, не­зависимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0-12 - эгоистические черты, ориентация на себя, склон­ность к соперничеству.

III. Агрессивный

13-16 - жесткий и враждебный по отношению к окру­жающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9-12 - требовательный, прямолинейный, откровен­ный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13-16 - отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалу­ется, всем недоволен (шизоидный тип характера).

9-12 - критичный, необщительный, испытывает труд­ности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, за­мкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0-8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13-16 - покорный, склонный к самоунижению, слабоволь­ный, склонный уступать всем и во всем, всегда осуждает себя и ставит на последнее место, приписывает себе вину, пассив­ный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 - застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, никогда не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI.  Зависимый

13-16 - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0-8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и сове­тов, доверчивый, склонен восхищаться окружающими, вежливый.

VII.  Дружелюбный

9-16 - дружелюбный и любезный со всеми, ориен­тирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоцио­нально лабильный (истероидный тип характера).

0-8 - склоннен к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окру­жающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9-16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навяз­чивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

0-8 - ответственный по отношению к людям, деликат­ный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

1511
 

Реклама

Повышение самооценки

Ставьте перед собой маленькие цели, научитесь просто их выполнять. Не научившись выполнять маленькие цели, вы не сможете добиться выполнения больших целей.

Обновить

Нашли ошибку в тексте?

Выдели и нажми: Shift + Enter.

Сейчас на сайте

Сейчас онлайн: 3 человек(а).

Копирование материалов без рабочей гиперссылки на сайт bodysays.ru запрещено.
Список используемой литературы при разработке сайта.
© 2011-2017 BodySays.

Яндекс.Метрика