ru Экспресс методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе
vk0 tt0 fb0 ok0 mr0 bd0

Бодисайс Рекомендует

Реклама

Реклама

Пройди мини тест

Фото, эмоция

Какая это эмоция?

Презрение

Растерянность

Если ты будешь слишком долго думать - твои идеи воплотит в жизнь другой.

Обновить

5 5 46

Экспресс методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе

Печать
(46 - голосов)
Категория: Тесты на межличностные отношения в коллективе
Автор:   
01.08.2012 03:44
Назначение и содержание. Опыт показывает, что проводимые исследования психологического климата, как правило, преследуют две цели. 1)  ...

Назначение и содержание. Опыт показывает, что проводимые исследования психологического климата, как правило, преследуют две цели.

1)   Подтверждение гипотезы о взаимосвязи между особенностями психологического климата в группах и закономерностями протекания в них ряда процессов (т.е. предположения, что производственные и социально­-психологические процессы по-разному протекают в кол­лективах с различным психологическим климатом).

2)   Выработку конкретных рекомендаций по опти­мизации психологического климата в коллективе.

Для решения второй задачи в каждом случае необхо­димо создание специальной методики. Для решения первой, как показывает практика, достаточно делать периодические «срезы» с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать действенность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат и т.д. Такие измерения могут быть полезны при изучении адаптации новых работников, отношения к труду, динамики текучести кадров, эффективности руководства и т.д.

Авторами данной методики являются О. С.Михалюк и А. Ю. Шалыто. Она разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета.

Психологический климат первичного трудового кол­лектива понимается авторами как социально обусловлен­ная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве сущест­венного признака эмоционального компонента рассмат­ривается критерий привлекательности на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - неприятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «жела­ние - нежелание работать в данном коллективе», «желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основной критерий когнитивного компонента-переменная «знание - незнание особенностей членов коллектива».

Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования - 5-10 мин. Простота обработки результатов дает возможность быстрого их получения.

Инструкция: «Просим вас принять участие в исследо­вании, целью которого является совершенствование психо­логического климата в вашем коллективе».

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

а)  внимательно прочитать варианты ответа;

б)  выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению;

в)  поставить знак «+» в пустой клетке против выбран­ного вами ответа.

Тестовый материал

1.   Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны:

Большинство членов нашего коллектива — хорошие, симпатичные люди.

 

В нашем коллективе есть всякие люди.

 

Большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные.

 

2.  Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?

Нет, конечно.

 

Скорее нет, чем да.

 

Не знаю, не задумывался об этом.

 

Да, конечно.

 

3. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную

характеристику:

 

Да

Пожалуй,

да

Не знаю, не думал об этом

Пожалуй,

нет

Нет

Деловых качеств большинства членов кол­лектива.

 

 

 

 

 

Личных качеств большинства членов кол­лектива.

 

 

 

 

 

4.   Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нра­вится, а цифра 9 - коллектив, который вам очень не нравится. В какую клетку этой шкалы вы поместите ваш собственный коллектив?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.   Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?

Это меня бы вполне устроило.

 

Не знаю, не задумывался над этим.

 

Это меня бы совершенно не устроило.

 

6.   Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?

Нет, не мог бы.

 

Не могу сказать, не задумывался над этим.

 

Да, мог бы.

 

7.   Какая атмосфера преобладает в вашем коллективе?

На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, - ат­мосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т.п. В какую из клеток вы поместили бы свой коллектив?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.   Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?

Да, конечно.

 

Скорее да, чем нет.

 

Затрудняюсь ответить.

 

Скорее нет, чем да.

 

Нет, конечно.

 

Обработка и интерпретация результатов. Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Ана­лизируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компо­нента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

-   положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, или два ответа — положительные, а третий имеет любой другой знак);

-   отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа - от­рицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);

-   неопределенная, противоречивая оценка (эта катего­рия включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса не опреде­лены, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу следующего вида.

Участники

опроса

Эмоциональ­ный компонент

Когнитивный

компонент

Поведенческий

компонент

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.

 

 

 

В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из трех знаков: +; -; 0.

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмо­ционального компонента

где Ʃ (+)- количество положительных ответов, содержащихся в столбце, Ʃ (-) - количество отрицательных ответов, n - число членов коллектива, принявших участие в исследовании.

Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оце­нок (от -1 до +1) делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.

Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй - противоречивыми, неопределенными, а третий - положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести струк­туру отношения к коллективу для рассматриваемого подраз­деления. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматрива­емого отношения:

1)   полностью положительное;

2)   положительное;

3)   полностью отрицательное;

4)   отрицательное;

5)   противоречивое, неопределенное.

В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором - как в целом благоприятный; в третьем - как совершенно не­удовлетворительный; в четвертом - как, в целом, неудов­летворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.

В опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоци­ональному компоненту; 2, 5, 8 - к поведенческому; когни­тивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса.

920
 

Реклама

Повышение самооценки

Умение держать себя в узде, управлять своими эмоциями и чувствами говорит об адекватной самооценке. Не проявляйте открыто эмоций, просто говорите о них.

Обновить

купить медицинский сертификат специалиста могут захотеть те медработники

Нашли ошибку в тексте?

Выдели и нажми: Shift + Enter.

Сейчас на сайте

Сейчас онлайн: 11 человек(а).

Копирование материалов без рабочей гиперссылки на сайт bodysays.ru запрещено.
Список используемой литературы при разработке сайта.
© 2011-2017 BodySays.

Яндекс.Метрика