Назначение и содержание. Опыт показывает, что проводимые исследования психологического климата, как правило, преследуют две цели.
1) Подтверждение гипотезы о взаимосвязи между особенностями психологического климата в группах и закономерностями протекания в них ряда процессов (т.е. предположения, что производственные и социально-психологические процессы по-разному протекают в коллективах с различным психологическим климатом).
2) Выработку конкретных рекомендаций по оптимизации психологического климата в коллективе.
Для решения второй задачи в каждом случае необходимо создание специальной методики. Для решения первой, как показывает практика, достаточно делать периодические «срезы» с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать действенность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат и т.д. Такие измерения могут быть полезны при изучении адаптации новых работников, отношения к труду, динамики текучести кадров, эффективности руководства и т.д.
Авторами данной методики являются О. С.Михалюк и А. Ю. Шалыто. Она разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета.
Психологический климат первичного трудового коллектива понимается авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - неприятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание - нежелание работать в данном коллективе», «желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основной критерий когнитивного компонента-переменная «знание - незнание особенностей членов коллектива».
Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования - 5-10 мин. Простота обработки результатов дает возможность быстрого их получения.
Инструкция: «Просим вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в вашем коллективе».
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:
а) внимательно прочитать варианты ответа;
б) выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению;
в) поставить знак «+» в пустой клетке против выбранного вами ответа.
Тестовый материал
1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны:
Большинство членов нашего коллектива — хорошие, симпатичные люди. |
|
В нашем коллективе есть всякие люди. |
|
Большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные. |
|
2. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?
Нет, конечно. |
|
Скорее нет, чем да. |
|
Не знаю, не задумывался об этом. |
|
Да, конечно. |
|
3. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную
характеристику:
|
Да |
Пожалуй, да |
Не знаю, не думал об этом |
Пожалуй, нет |
Нет |
Деловых качеств большинства членов коллектива. |
|
|
|
|
|
Личных качеств большинства членов коллектива. |
|
|
|
|
|
4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а цифра 9 - коллектив, который вам очень не нравится. В какую клетку этой шкалы вы поместите ваш собственный коллектив?
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?
Это меня бы вполне устроило. |
|
Не знаю, не задумывался над этим. |
|
Это меня бы совершенно не устроило. |
|
6. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?
Нет, не мог бы. |
|
Не могу сказать, не задумывался над этим. |
|
Да, мог бы. |
|
7. Какая атмосфера преобладает в вашем коллективе?
На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, - атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т.п. В какую из клеток вы поместили бы свой коллектив?
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?
Да, конечно. |
|
Скорее да, чем нет. |
|
Затрудняюсь ответить. |
|
Скорее нет, чем да. |
|
Нет, конечно. |
|
Обработка и интерпретация результатов. Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:
- положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, или два ответа — положительные, а третий имеет любой другой знак);
- отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа - отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);
- неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса не определены, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).
Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу следующего вида.
Участники опроса |
Эмоциональный компонент |
Когнитивный компонент |
Поведенческий компонент |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п. |
|
|
|
В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из трех знаков: +; -; 0.
На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента
где Ʃ (+)- количество положительных ответов, содержащихся в столбце, Ʃ (-) - количество отрицательных ответов, n - число членов коллектива, принявших участие в исследовании.
Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.
Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй - противоречивыми, неопределенными, а третий - положительными.
Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:
1) полностью положительное;
2) положительное;
3) полностью отрицательное;
4) отрицательное;
5) противоречивое, неопределенное.
В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором - как в целом благоприятный; в третьем - как совершенно неудовлетворительный; в четвертом - как, в целом, неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.
В опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5, 8 - к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса.
< Методика определения стиля руководства трудовым коллективом |