ru Методика "Q сортировка" В. Стефансон
vk0 tt0 fb0 ok0 mr0 bd0

Бодисайс Рекомендует

Реклама

Реклама

Пройди мини тест

Фото, эмоция

Какая это эмоция?

Удивление

Интерес

Чем выше подъем, тем ужаснее падение. /Хуан Мануэль/

Обновить

4 5 104

Методика "Q сортировка" В. Стефансон

Печать
(104 - голосов)
Категория: Тесты на межличностные отношения в коллективе
Автор:   
01.08.2012 01:01
Назначение и содержание. Данная методика исполь­зуется для изучения представлений о себе. Она позволяет определить шесть основных...

Назначение и содержание. Данная методика исполь­зуется для изучения представлений о себе. Она позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы. Методика разработана В.Стефансоном и опубли­кована в 1958 г.

Процедура исследования. Испытуемому предъявля­ется набор карточек с утверждениями или названиями свойств личности (или регистрационный бланк с этими же утверждениями) и предлагается ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению. Только в исключительных случаях разрешается ответить: «сомневаюсь», т.е. разложить на три группы ответов. Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, число ответов «да» складывается с числом ответов «нет» проти­воположных тенденций.

Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «я», а не «соответствие - несоответствие» статис­тическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях в соответствии с целями диагностики:

•   социальное «я» (каким меня видят другие?);

•   идеальное «я» (каким бы я хотел быть?);

•   актуальное «я» (какой я в разных ситуациях?);

•   значимые другие (каким я вижу своего партнера?);

•   идеальный партнер (каким бы я хотел видеть своего партнера?).

Так, с целью изучения идеального «я» испытуемого или его представления о том, каким его видят другие, проводится повторное исследование, ход которого иден­тичен вышеописанному. Инструкция, предъявляемая эк­спериментатором, корректируется в зависимости от цели исследования.

Определенный интерес представляет использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.

Инструкция: «Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему».

Текст опросника

1.   Критичен к окружающим товарищам.

2.   Возникает тревога, когда в группе начинается кон­фликт.

3.   Склонен следовать советам лидера.

4.   Не склонен к слишком близким отношениям с това­рищами.

5.   Нравится дружественность в группе.

6.   Склонен противоречить лидеру.

7.   Испытывает симпатии к одному или двум членам группы.

8.   Избегает встреч и собраний в группе.

9.   Нравится похвала лидера.

10. Независим в суждениях и манере поведения.

11. Готов встать на чью-либо сторону в споре.

12. Склонен руководить товарищами.

13. Радуется общению с одним-двумя друзьями.

14. Внешне спокоен при проявлении враждебности со стороны членов группы.

15. Склонен поддерживать настроение своей группы.

16. Не придает значения личным качествам членов группы.

17. Склонен отвлекать группу от ее целей.

18. Испытывает удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.

19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.

20. Предпочитает оставаться нейтральным в споре.

21. Нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.

22. Предпочитает хладнокровно обсуждать разногласия.

23. Недостаточно сдержан в выражении чувств.

24. Стремится сплотить вокруг себя единомышлен­ников.

25. Недоволен слишком формальными отношениями.

26. Когда обвиняют - теряется и молчит.

27. Предпочитает соглашаться с основными направле­ниями в группе.

28. Привязан к группе в целом больше, чем к опреде­ленным товарищам.

29. Склонен затягивать и обострять спор.

30. Стремится быть в центре внимания.

31. Хотел бы быть членом более узкой группировки.

32. Склонен к компромиссам.

33. Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки его ожиданиям.

34. Болезненно относится к замечаниям товарищей.

35. Может быть коварным и вкрадчивым.

36. Склонен принять на себя руководство в группе.

37. Откровенен в группе.

38. Возникает нервное беспокойство во время группо­вого разногласия.

39. Предпочитает, чтобы лидер брал на себя ответствен­ность при планировании работ.

40. Не склонен отвечать на проявление дружелюбия.

41. Склонен сердиться на товарищей.

42. Пытается вести других против лидера.

43. Легко находит знакомства за пределами группы.

44. Старается избегать быть втянутым в спор.

45. Легко соглашается с предложениями других членов группы.

46. Оказывает сопротивление образованию группиро­вок в группе.

47. Насмешлив и ироничен, когда раздражен.

48. Возникает неприязнь к тем, кто пытается выде­литься.

49. Предпочитает меньшую, но более интимную в отношениях группу.

50. Пытается не показывать свои истинные чувства.

51. Становится на сторону лидера при групповых раз­ногласиях.

52. Инициативен в установлении контактов, в общении с членами группы.

53. Избегает критиковать товарищей.

54. Предпочитает обращаться к лидеру чаще, чем к другим. _

55. Не нравится, что отношения в группе слишком фа­мильярны.

56. Любит затевать споры.

57. Стремится удерживать свое высокое положение в группе.

58. Склонен вмешиваться в контакты товарищей и на­рушать их.

59. Склонен к перепалкам, задиристый.

60. Склонен выражать недовольство лидером.

Обработка и интерпретация результатов

Ответы испытуемого, согласно ключу, распределяются по шести тенденциям: зависимость, независимость, общи­тельность, необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы. Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем, количество ответов «да» по одной из тенденций суммируются с количеством ответов «нет» по полярной тенденции в сопряженной паре. Например, ко­личество положительных ответов по шкале «зависимость» складывается с количеством отрицательных ответов по шкале «независимость».

Для сведения полученных результатов в числовой промежуток от +1 до -1 полученное число делится на 10. Предполагается, что ответ «да» имеет положительный знак, а ответ «нет» - отрицательный. Три-четыре ответа «сомне­ваюсь» по отдельным тенденциям расцениваются нами как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гиб­кости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.

Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов «да» и «нет» совпадают. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противопо­ложных тенденций.

Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стрем­лении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к борьбе — это активное стремление личности участвовать в групповой жизни, до­биваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. В противоположность к этой тенденции тенденция избегания борьбы показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т. е. зависимость, общительность и борьба могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека. Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость - независимость, общительность - необщительность, принятие борьбы - из­бегание борьбы) приближается к 20, то мы говорим об ис­тинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в опреде­ленной группе, но и за ее пределами.

Ключ

1.

Зависимость

3,9, 15,21,27,33,39, 45,51,54

2.

Независимость

6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60

3.

Общительность

5,7, 13, 19, 25,31,37,43,49, 52

4.

Необщительность

4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58

5.

Принятие борьбы

1, 11, 17,23,29,35,41,47,56, 59

6.

Избегание борьбы

2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53

1000
 

Реклама

Повышение самооценки

Отведите особое внимание и отношение к тем людям, кто хорошо относится к вам. Старайтесь не ходить за теми, кому и без вас хорошо. Найдите своих людей.

Обновить

Нашли ошибку в тексте?

Выдели и нажми: Shift + Enter.

Сейчас на сайте

Сейчас онлайн: 1 человек(а).

Копирование материалов без рабочей гиперссылки на сайт bodysays.ru запрещено.
Список используемой литературы при разработке сайта.
© 2011-2017 BodySays.

Яндекс.Метрика