Методика предназначена для отбора людей на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А.Климова. Используется при профориентации подростков и взрослых.
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Методические указания. Методика используется как для индивидуального опроса, так и для опроса группы. Время обследования не ограничивается. Но испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться. Обычно на выполнение задания требуется 20-30 минут. Если экспериментатор ограничен во времени при опросе группы испытуемых, он может ограничить время ответа.
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?».
Текст опросника
1a. Ухаживать за животными |
или |
1б. Обслуживать машины или приборы (следить, регулировать) |
|||
2а. Помогать больным |
или |
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
|||
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок и т.д. |
или |
3б. Следить за состоянием, развитием растений |
|||
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) |
или |
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать |
|||
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
или |
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
|||
6а. Выращивать молодняк (животных какой- либо породы) |
или |
6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
|||
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
или |
7б. Управлять каким- либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном,трактором,тепловозом и др. |
|||
8а. Сообщать, разъяснять, людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) |
или |
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
|||
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище |
или |
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
|||
10а. Лечить животных |
или |
10б. Выполнять вычисления, расчеты |
|||
11а. Выводить новые сорта растений |
или |
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
|||
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
или |
126. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
|||
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности |
или |
136. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
|||
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы,аппараты |
или |
146. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
|||
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
или |
156. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
|||
16а. Делать лабораторные анализы в больнице |
или |
166. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
|||
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий |
или |
176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
|||
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. |
или |
186. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
|
||
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
или |
196. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
|
||
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
или |
206. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
|
||
Бланк для ответов
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
1а |
1б |
2а |
2б |
За |
3б |
4а |
4б |
5а |
5б |
6а |
|
6б |
|
7а |
|
7б |
8а |
|
8б |
|
9а |
|
96 |
|
10а |
|
|
10б |
|
На |
11б |
12а |
126 |
13а |
13б |
14а |
14б |
15а |
156 |
16а |
|
16б |
|
17а |
|
17б |
18а |
|
18б |
|
19а |
|
19б |
|
20а |
|
|
20б |
|
Сумма |
Сумма |
Сумма |
Сумма |
Сумма |
Обработка и интерпретация результатов. Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. За каждый выбор испытуемый получает по одному баллу. Максимальное число баллов, которое можно набрать по одной группе профессий, равно 8. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов профессий по столбцам:
1. «Человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
2. «Человек-техника» - все технические профессии;
3. «Человек-человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
4. «Человек-знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
5. «Человек-художественный образ» — все творческие специальности.
< Введение в профориентационные тесты | Методика «Карта интересов» > |